Сказкотерапия с метафорическими ассоциативными картами (МАК)
Сказкотерапия с метафорическими ассоциативными картами (МАК)

Сказкотерапия – это метод психологической помощи, основанный на использовании сказок. В работе с МАК сказкотерапия приобретает новое измерение, становясь более глубоким и многогранным инструментом.

МАК – это набор карт с изображениями, не имеющими однозначного толкования. Они пробуждают ассоциации и воображение, позволяя клиенту увидеть свою ситуацию под новым углом.

 

В чем же секрет сказкотерапии с МАК?

 

Сила метафоры. Образы карт, подобно притчам, говорят с нами языком символов, позволяя взглянуть на свою проблему с новой стороны, увидеть скрытые ресурсы и пути решения.

Творческий подход. Создание сказки – это не просто рассказ, а акт самовыражения, где каждый элемент имеет значение.

Безопасное пространство. Сказка создает защищенную атмосферу, где можно без страха исследовать свои чувства, страхи и желания.

Универсальность. Сказкотерапия с МАК подходит для людей любого возраста и с любым запросом.

 

Как работает сказкотерапия с МАК

 

  1. Выбор карт:

Клиент выбирает карты, которые ассоциируются у него с его запросом, чувствами или персонажами сказки. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, пейзажей или абстрактные символы.

  1. Создание сказки:

Используя выбранные карты, клиент сочиняет свою собственную сказку. Она может быть как новой, так и основанной на уже знакомом сюжете. В процессе создания сказки клиент может опираться на свои ассоциации, чувства и воспоминания.

  1. Анализ и интерпретация:

Психолог вместе с клиентом анализирует созданную сказку, обсуждает героев, их действия, сюжетные линии и символы.

 

Метафорические изображения на картах

 

  • Стимулируют ассоциативное мышление: клиент видит на карте не просто картинку, а проекцию своих переживаний, чувств и внутренних конфликтов.
  • Обходят защитные механизмы: работа с образами происходит на бессознательном уровне, что позволяет клиенту прикоснуться к глубинным проблемам и проработать их.
  • Расширяют спектр интерпретаций: не существует "правильного" ответа на изображения, что позволяет клиенту найти свой собственный смысл в каждой карте.

 

Примеры использования сказкотерапии и МАК в работе с детьми

 

Развитие эмоционального интеллекта:

 

Цель: Помочь ребенку научиться распознавать и выражать свои чувства.

Метод:

  1. Сказкотерапия: Рассказать ребенку сказку, где герой переживает разные эмоции.
  2. МАК: Предложить ребенку выбрать карты, которые соответствуют его чувствам.
  3. Обсуждение: Обсудить с ребенком, какие чувства он испытывает, как он их распознает и как может выражать.

 

Преодоление страхов

 

Цель: Помочь ребенку справиться со своими страхами.

Метод:

  1. Сказкотерапия: Сочинить вместе с ребенком сказку, где герой побеждает свой страх.
  2. МАК: Предложить ребенку выбрать карты, которые символизируют его страх.
  3. Рисование: Попросить ребенка нарисовать свой страх, а затем превратить его во что-то доброе и веселое.

 

Развитие уверенности в себе

 

Цель: Помочь ребенку повысить самооценку и поверить в свои силы.

Метод:

  1. Сказкотерапия: Рассказать ребенку сказку о герое, который добился успеха, несмотря на трудности.
  2. МАК: Предложить ребенку выбрать карты, которые отражают его сильные стороны.
  3. Аффирмации: Сочинить вместе с ребенком аффирмации, которые помогут ему поверить в себя.

 

Развитие креативности

 

Цель: Помочь ребенку развить свое воображение и творческие способности.

Метод:

  1. Сказкотерапия: Придумать вместе с ребенком продолжение известной сказки.
  2. МАК: Предложить ребенку выбрать карты, которые вдохновляют его на творчество.
  3. Рисование: Попросить ребенка нарисовать то, что он себе представляет, глядя на карты.

 

Решение проблем

 

Цель: Помочь ребенку найти решение проблемы, с которой он столкнулся.

Метод:

  1. Сказкотерапия: Рассказать ребенку сказку, где герой попадает в похожую ситуацию и находит выход из нее.
  2. МАК: Предложить ребенку выбрать карты, которые символизируют его проблему и возможные пути ее решения.
  3. Обсуждение: Обсудить с ребенком, как он может применить опыт героя сказки к своей ситуации.

 

Дорисовать свою сказку на бумаге после работы с МАК: завершение и усиление эффекта

 

Дорисовывание сказки на бумаге после работы с метафорическими ассоциативными картами (МАК) – это не просто способ зафиксировать историю, но и мощный инструмент для:

 

  • Завершения гештальта: прорисовка деталей сказки позволяет клиенту символически завершить процесс работы, интегрировать полученный опыт и двигаться дальше.
  • Усиления терапевтического эффекта: перевод образов из карт в зримую форму на бумаге помогает клиенту глубже проработать чувства, эмоции и идеи, связанные с его запросом.
  • Развития креативности и интуиции: рисование позволяет клиенту подключить к работе правое полушарие мозга, что способствует инсайтам, новым идеям и решениям.
  • Повышения самооценки: создание собственного произведения искусства дарит клиенту чувство гордости, что может повысить его уверенность в себе.

 

Как работает дорисовка сказки

 

После работы с МАК клиент выбирает карту, которая наиболее ярко отражает его чувства, мысли или проблему. Он закрывает глаза и представляет себе, как эта карта может быть дополнена и развита. Затем он берет лист бумаги и рисует то, что видит своим внутренним взором. В процессе рисования клиент может использовать любые цвета, формы и материалы, которые ему нравятся. Неважно, умеет ли он рисовать – главное, чтобы он выразил свои чувства и идеи в той форме, которая ему подходит.

Дорисовка сказки – это простой, но эффективный метод, который может быть использован как дополнение к работе с МАК. Он помогает клиенту закрепить полученный опыт, сделать его более осознанным и проработать свои проблемы на более глубоком уровне.

 

Сказкотерапия с МАК – это эффективный и безопасный метод, который может быть использован для работы с людьми любого возраста и с самыми разными запросами.