Метафорические карты позволяют создать особое игровое пространство, где дети могут почувствовать себя и наблюдателями, и героями, и волшебниками.
🎴👶Плюсы использования МАК с детьми:
- Привлекательность: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции. Особенно для детей.
- Описание картинок – это безопасно! Возникает чувство доверия, безопасности, когда ребенок сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент.
- МАК эффективны как инструмент, который стимулирует развитие мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий в групповой работе.
- Также они оригинальны и действенны как учебное пособие, развивающее все основные когнитивные процессы у детей (воображение, память, внимание).
- Можно использовать МАК как исходный материл для написания песен, картин, стихов и т.д.
- Находка для родителей: доступность использования родителями, ведь карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки.
- Работая с ними, нужно уметь слушать ребенка. Но это не отменяет необходимость знания принципов работы с МАК.
- И самый веселый и полезный плюс: создание разнообразного досуга всей семьи. А совместная деятельность и игра, как известно, сближает.
Нельзя забывать, что в любой форме работы МАК стимулирует развитие творчества и взаимодействие работы обоих полушарий головного мозга!
С какого возраста можно начинать работать с МАК?
Примерно с 5 лет, т.к. ребенок уже может описать, что видит на карте. А также в этом возрасте у ребенка уже определенный уровень абстрактного мышления, возможность обращаться к образам.
Метафорические ассоциативные карты могут использоваться:
📍 в деятельности психолога в групповой и индивидуальной работе;
📍 в консультировании в режиме ребенок + родитель (или ребенок + братья, сестры);
📍 в деятельности педагога;
📍 на уроках, внеклассных занятиях;
📍 родителями в кругу семьи;
📍 игры для детской компании;
📍 игры с ребенком дома и в дороге.
Есть определенные нюансы использования МАК с детьми, которые следует учитывать: от выбора МАК-набора и до определения количества карт в работе с детьми разных возрастов, а также стратегии выбора.
Детям очень интересно работать с МАК, они с удовольствием рассматривают и выбирают картинки, сочиняют по ним сюжеты и сказки.
И каждый специалист может найти собственное применение МАК в своей работе в зависимости от задачи и цели взаимодействия с ребенком.
Автор статьи: Марина Булычева - педагог-психолог, наставник Академии.